Сегодня стало известно, что ученые Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) испытали первый в мире двигатель внутреннего сгорания (ДВС), практически полностью сделанный из алюминия. Теперь для малой авиации стало возможно сконструировать двигатели меньшего веса.
Создание алюминиевого двигателя стало возможным благодаря технологии плазменно-электролитического оксидирования (ПЭО), суть которой заключается в том, что благодаря воздействию плазменными разрядами на алюминиевые детали они становятся прочнее. Как это происходит: на алюминиевой поверхности образуется тонкий слой оксида алюминия – корунд, обладающий высокой твердостью и температурой плавления. Поэтому алюминиевые детали с такой поверхностью смогли конкурировать с двигателями из стальных сплавов. Двигатель 90% процентов сделан из алюминиевых сплавов, в том числе, такие классические элементы для двигателя, как коленчатый вал и главный редуктор двигателя.
Видео: Испытания алюминиевого двигателя
Работа над двигателем велась 4 года. Главный конструктор – Илья Зверков. По имеющейся информации, двигатель разрабатывался для учебно-тренировочных самолетов Як-52, применяемых в школах ДОСААФ. Проект заказан и профинансирован фондом «Возрождение отечественной авиации». Наземные испытания успешно прошли на аэродроме в Мочище 19 января 2018 года. Научно-технологическую поддержку оказывает Институт теоретической и прикладной механики СО РАН.
Отмечается, что благодаря алюминию удалось снизить вес двигателя на 40-50% по сравнению со стальными аналогами. У испытываемой модели он составил 200 кг. Так же увеличилась мощность с 40 л. с. – до 400 л. с.. Расход топлива снизился примерно на 15%. Алюминиевый двигатель работает на обычном автомобильном бензине АИ-95. Керосин не требуется. Его ресурс как у обычных двигателей – 2 000 часов. Планируются испытания, после чего алюминиевый двигатель установят на самолет Як-52 и проверят в полёте.
Отмечается, что в созданном испытательном образце уже выявлены недочёты, которые будут учтены при создании нового. Он будет меньше по габаритам и весу, но все заявленные характеристики будут соблюдены. Ожидается, что в серийном производстве двигатель будет 2 раза дешевле современных аналогов.
ФОТО: Первый в мире алюминиевый двигатель
Комментировать