Грубость руководителей частных и государственных компаний наносит серьёзный вред экономике. По результатам исследования НИУ «Высшая школа экономики», из-за «враждебного» поведения руководителей российские компании теряют до $2 млрд в год. С ним сталкиваются в той или иной степени 56% опрошенных. Причиной такого отношения, респонденты отмечают желание продемонстрировать власть и неумением общаться с подчиненными. Проблему изучили Евгения Балабанова, Мария Боровик и Вероника Деминская.
Примечательно, что эта проблема свойственна не только российским, но и зарубежным компаниям. В частности, в США компании ежегодно теряют $24 млрд.
Что такое «враждебное» поведение руководителей?
Отмечается, что «враждебное» поведение руководителя (ВПР), или abusive supervision, представляет такое поведение, которое сопровождается с его стороны унижением сотрудников (оскорбления, грубое обращение, нарушение интересов, злоупотребление властью). При этом руководителем является начальник-абьюзер (от англ. abuse – насилие), который преследует не рабочие, а личные интересы. Феномен abusive supervision начал активно изучаться в последние 20 лет, в основном в США и Западной Европе. Исследование этой проблемы впервые было проведено в России. Исследователи выделяют 21 индикатор «враждебного» поведения руководителя. Исследование проведено на основе 198 анкет и 20 кейсов.
Чаще всего «враждебное» поведение проявляется в:
– принуждении к выполнению рутинной и неквалифицированной работы (с этим сталкивались 24% респондентов);
– осуществлении нововведений, касающихся работника, без предварительного обсуждения с ним (23%);
– «публичных порках», критике в присутствии других (22%);
– обмане (19%);
– игнорировании мнения и инициативы сотрудников (19%).
К каким выводам пришли?
В результате исследования сотрудники НИУ «Высшая школа экономики» пришли к выводу, что ВПР – феномен «в большей степени социальный, а не психологический», то есть не сводится к личности, а отражает «отношения власти в организации». Отмечается, что индивидуальные качества остаются одной из предпосылок «враждебного» поведения. Однако зарубежные коллеги связывают его с социально-демографическими особенностями «агрессоров», в частности, возрастом (чаще грубо обращаются с подчиненными молодые руководители) и полом (мужчины более расположены к жесткому, а женщины – к гуманному управлению). Однако они не нашли отражения в российской практике.
В России чаще всего проявлениям «враждебного» поведения руководителей подвергались женщины, начальниками которых также являются женщины. Примечательно, что склонными к унижению и подавлению подчиненных оказались представители старшего поколения руководителей.
В ходе исследования выявлено, что ВПР связано:
– с интенсивностью общения подчиненного и руководителя . Чем больше времени они проводят в непосредственном контакте, тем больше негатива первый получает от второго;
– с отсутствием позитивных управленческих практик. Чаще упоминают о наличии проблемы сотрудники, трудовая жизнь которых в последние два года не получала положительных импульсов (обогащение содержания труда, карьерное продвижение и проч.);
– с зависимостью уровня материального вознаграждения от личных отношений с начальником. Система, при которой размер и основания для поощрения отданы на откуп руководителям, становится питательной средой для ВПР: контролирующий важный ресурс получает власть и может ею злоупотреблять. Этот результат, по мнению авторов работы, «особенно значим, учитывая, что большинство руководителей сегодня по-прежнему уповают на управление методом кнута и пряника».
Среди основных мотивов «враждебного» поведения руководителя выделяют демонстрацию собственной власти – 47%, неумение иначе общаться с подчиненными – 27%, характер руководителя – 18% опрошенных.
Как сотрудники реагируют на «враждебное» поведение руководителя?
По результатам исследования, оказалось, что в большинстве случаев (33%) сотрудники задумывались о смене работы, 27% – предпринимали шаги в этом направлении, 22% – рассчитывали, что все рассосётся, 19% – обращались за поддержкой к другим, 16% – переставили стараться на работе.
Комментировать