Сегодня министры иностранных дел Сергей Лавров и Таро Коно начали первый этап в подписании мирного договора между Россией и Японией.
«Тема заключения мирного договора непростая. Она досталась нам как наследие Второй мировой войны, итоги которой признаны ООН. Рассчитываем на откровенную, конструктивную дискуссию».
Сергей Лавров
Немного истории. В 1956 году СССР и Япония подписали Совместную декларацию. Тогда СССР готов был начать обсуждения возможной передачи островов Кунашира и Итурупа Японии после подписания мирного договора по итогам Второй мировой войны. Однако японцы потребовали еще и Кунашир с Итурупом, то есть потребовали все 4-е острова. Подписание мирного договора забуксовало. Вот так и живем до сих пор.
Напомним, что 14 ноября 2018 года на Саммите в Сингапуре после на встрече с Владимиром Путиным премьер-министр Японии Синдзо Абэ договорились об ускорении переговоров о заключении мирного договора. Однако позже в интервью телеканалу «Асахи» призвал «добиться понимания» жителей Южных Курил по вопросу о «переходе территориальной принадлежности островов к Японии», а также об «отказе от требования выплаты Россией компенсаций» в пользу Японии и бывших японских жителей за «послевоенную оккупацию островов». После этого в МИД РФ вызвали посла Японии Тоехису Кодзуки.
Также Синдзо Абэ поклялся на могиле своего отца, что приложит все силы и «поставит точку» в переговорах о заключении мирного договора с Россией. Но точку можно ставить по-разному.
По заявлению российской стороны, условие подписания мирного договора должно стать признание Японией итогов Второй мировой войны в полном объеме, включая суверенитет Российской Федерации над всеми островами Южной Курильской гряды, тем более что это зафиксировано в Уставе ООН и многочисленных документах. Работы по заключению мирного договора должна быть продолжена на основе декларации 1956 года. Как отметил Сергей Лавров, стороны подтвердили готовность в этом. Также он обратил внимание, что сейчас в законодательстве Японии Курильские острова обозначены как северная территория, что неприемлемо.
По итогам встречи стороны договорились проработать новые совместные хозяйственные проекты на Курильских островах. Также мы предложили перейти на безвизовый режим с Японией, который можно начать, например, с Сахалина и Хоккайдо.
Однако японский министр отказался от участия в итоговой пресс-конференции, несмотря на известную открытость к прессе. Обычно на ней выступают обе стороны. Возможно, Таро Коно хотел избежать неудобных вопросов, на которые он не смог бы ответить утвердительно. Например: «Признаете ли Вы, что Курильские острова – это российская территория?» Чтобы он мог ответить?
Таро Коно не исключил возможности следующей встречи с Сергеем Лавровым в феврале, а 22 января Синдзо Абэ встретится с Владимиром Путиным в России.
Комментировать